2022 / 23
Использование различных технологий создаёт среду, которая позволяет мне существенно повысить мотивацию обучающихся при изучении истории и обществознания, возможность реализации компетентностного подхода, гражданско- патриотических качеств
При использовании технологии дифференцированного обучения применяю разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. У меня появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. При использовании технологии инклюзивное образовании очень важно учитывать способности каждого из детей при подборе материала, создавать ситуацию взаимопомощи. Поэтому мои ребята активно работают на уроке и фронтально, и индивидуально, и в паре, и в группе, и коллективно. При этом совершенно не испытывают трудности в общении с одноклассниками.
Здоровье-сберегающая технология регулярно применяется на моих уроках. Соблюдаю гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения. Используются методы и методики обучения, адекватные возрастным особенностям учащихся. С целью предупреждения утомляемости и повышения работоспособности учеников использую физминутки, в которые включены упражнения на регуляцию психического состояния, упражнения для мозгового кровообращения, упражнения для снятия напряжения кисти и плечевого пояса. Очень эффективными и многофункциональными являются упражнения на снятие утомления с органов зрения (мультимедийные физминутки для глаз).
Особое место в моей практике занимает технология проблемного обучения. Урок изучения новой темы начинаю с актуализации имеющихся ключевых знаний обучающихся, необходимых для понимания нового материала, так подготавливаю почву для новых знаний. Использую проблемный метод: ставлю проблему или формулирую проблемный вопрос с элементами противоречия, что очень эффективно для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке. Дети высказывают свои суждения, и в процессе урока мы вместе опровергаем ошибочное мнение и доказываем истину. В процессе поиска ответа на проблемный вопрос использую диалог, повторения, аналогии, рассуждение. Методическая разработка урока «Восстановление экономики после Великой Отечественной войны»
https://infourok.ru/urok-vosstanovlenie-ekonomiki-posle-velikoj-otechestvennoj-vojny-4226293.html,
Методическая разработка урока «Культурное пространство Европы и Руси»
https://infourok.ru/urok-kulturnoe-prostranstvo-evropy-i-kultura-rusi-6-klass-4226215.html,
Методическая разработка урока «Культурные традиции Родного края»
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-kulturnie-tradicii-rodnogo-kraya-3743494.html.
Метод проектов стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство. Поэтому первые этапы подготовки и планирования проекта я осуществляю вместе с обучающимися. На основе предложенного материала формулируем тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяем состав групп, распределяем обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно. Проектную технологию использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (воспитательная работа с классом, в работе творческого объединения). В прошлом учебном году для продолжения сбора исторических источников, для более глубокого познания истории своего народа мною был разработан проект «В годы суровых испытаний», подразумевающий различные методы и формы работы. В рамках этого проекта проводились встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Вместе с классом разработан и реализуется проект для детей и родителей «Где твои корни», состоящий из двух этапов. Первый - родовое древо, предполагает совместную работу родителей с детьми по составлению своей родословной; второй – фотовзгляд в прошлое. Активное участие в реализации проекта приняли родители. Были реализованы: проект – путешествие «Мой край», «Защита патриотического поступка», «Где твои корни», творческий проект «Символика нашего класса» С проектными и исследовательскими работами мои обучающиеся успешно участвуют в конкурсах районного, регионального и всероссийского уровней. На основе проектов обучающихся создана методическая разработка экскурсии «В те дни мы в войну не играли»
https://infourok.ru/muzejnaya-ekskursiya-v-te-dni-v-vojnu-my-ne-igrali-6457381.html., методическая разработка внеклассного занятия «Сибирские Кижи: возрождённое сокровище» https://larisakarpova.netfolio.ru/methodological.html,
учебное пособие «Знакомое, родное»
https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-znakomoe-rodnoe-6457337.html
Для обеспечения активного участия в уроке каждого ученика, повышения качества знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты учебного труда использую игровую технологию. При изучении крепостного права в России, рабства использую технологию ролевой игры, т.е. разыгрываем ситуации, в которых участник берёт на себя не характерную для него роль. Это помогает выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации и получить обратную связь. Для изучения родного края мною разработаны и активно используются игры -мемо «Болотное: прошлое и настоящее» https://larisakarpova.netfolio.ru/methodological.html, игра Мемо «Путешествие в историю Родного края» https://larisakarpova.netfolio.ru/methodological.html. Учебно-игровую технологию больше применяю в 5-9 классах, ориентируясь на возрастные особенности обучающихся. Использую занимательные и игровые задания на выработку универсальных логически действий, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выводы, установление причинно-следственных связей.
Использование ИКТ позволяет разнообразить приемы и методы подачи нового материала, делает сложный фактологический материал более доступным, понятным. Такой урок будет интересен и полезен и визуалам, и аудиалам, и логистикам. На своих уроках я часто использую презентации, которые готовлю сама, либо использую ресурсы интернета или мультимедийные учебники что повышает интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Мною создан мультимедийное пособие «Путешествие в историю родного края», виртуальная экскурсия «Всем миром, всем народом» https://infourok.ru/virtualnaya-ekskursiya-vsem-mirom-vsem-narodom-6457391.html, виртуальная экскурсия «Храм» https://infourok.ru/virtualnaya-ekskursiya-hram-serafima-sarovskogo-6457477.html.
Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов. Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие. методическая разработка музейной экскурсии «Честное купеческое»
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-chestnoe-kupecheskoe-6449270.html
В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием обучающихся. Применяю различные формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся: годовая контрольная работа по истории Древнего мира 5 класс https://infourok.ru/godovaya-kontrolnaya-rabota-po-istorii-drevnego-mira-5-klass-4226316.html, тест по теме "Культурное пространство Европы и культура Руси" https://learningapps.org/display?v=pn4s5enrt17, найди пару. Соотнеси изображение и название https://learningapps.org/display?v=pqeyxacet17, «Правители Отечества» https://learningapps.org/display?v=pt1buaw2a17, «Революция и гражданская война в России» https://learningapps.org/display?v=prkiw1kz217, текст с ошибками https://learningapps.org/display?v=p2zgy6e6217.